Недавно разбирая старые бумаги, я наткнулся на газетную вырезку, которая относится к лискинской истории. Эту вырезку мне дал почитать мой хороший друг, любитель раритетов и радиотехники, впрочем, как и я сам. В ту пору, мы будучи школьниками увлекались радиолюбительством и всё, что было связано с этой темой, нами бережно хранилось...
Хватит воспоминаний, просто прочтите сами. Итак, статья Н. Митрофанова, вероятно из Лискинских известий, о радиохулиганах города Лиски:
Вообще-то надо признать, что Лиски - город особенный и жители его соответствуют этому утверждению. Ведь проблема "местных" и "чужих" существует во всех городах, районах, областных центрах и даже в Москве. Практически везде она воспринимается в порядке вещей. Не такой уж это там серьёзный вопрос. Лискиниский же менталитет подразумевает подход к вопросу основательный и серьёзный. Просто так драться, как первобытные люди? Нет! Мы и пропагандой займёмся и идеологию подведём под междоусобицы. ...И эфир подключим! Тем более, что в радиоэфир выйти не было никаких проблем. Если читатели помнят, в семидесятые годы можно было, имея любой волновой приёмник, слушать так называемых "шарманщиков". Участок средневолнового диапазона был попросту забит местными радиохулиганами, которые помимо переговоров, крутили музыку: советскую и зарубежную эстраду, блатные песни и даже нецензурщину. И вот однажды в эфире один из "шарманщиков", послав на головы жителей враждебного района злостные проклятья, прокрутил песню издевательского, уничтожающего содержания. Ответной реакции ждать не пришлось. Противоборствующая тут же сочинила ответную песню. К сожалению, сейчас вряд ли представляется возможным узнать, кто сочинял тексты и исполнял их. Существует, правда, версия, что это были некие "Блоха" и "Мариша", но точно не установишь. Как не воспроизведёшь и текст первой песни. Вспоминается разве что половина куплета про ребят из "Интерната":
...Но только на танцы приходят три парня с разбитой башкой...
А вот ответную - по строчкам, по куплетам - собрать всё-таки удалось:
Левый берег Великого Дона,
Есть там город Георгиу-Деж.
В этом городе много районов,
Интернатом проходит рубеж.Там ребята красивые ходят.
Например, полководец Русак.
Познакомиться если захочешь -
В гости к ним приходи просто так.Но сначала узнают - откуда.
Им узнать твою кличку - пустяк.
Если адрес-прописка твой Площадь -
Не вернёшься ты целым назад!Хуже, если услышат: с Бугра ты.
Не вернуться живым, ну никак...
Впрочем, если и выпадет счастье -
На аптеку работать, вот так!Не дай бог назовёшь Элеватор -
Вот уж точно настанет конец.
Мелбугор выделяет "жилплощадь",
А несут туда Площадь и ТЭЦ.Лучше жизни нет, чем в Интернате.
Здесь гитары повсюду звенят,
А поют тут ребята с Покровки
Плюс Лощина, Конец, Интернат.
Как бы там ни было, авторы песни увековечили образ жизни лискинской молодёжи 70-х на века.
Помимо основных песен, существовали ещё несколько текстов, которые также прокручивали в эфирной войне. А она была нешуточной. Противоборствующие стороны, как говорится, "на всю катушку" использовали свои радиостанции для глушения друг друга. Даже любители послушать музыку стали возмущаться шумовой какофонией, царившей на радиоволнах. Говорить о помехах для промышленных радиостанций вообще не приходилось. Естественно, что милиция организовывала рейды, облавы по выявлению хулиганских станций. При этом тоже происходило много неординарных случаев.
Вспоминает К. Сергеев:
Напрямую я не принимал участие в радиовойне районов, но в эфире присутствовал постоянно: крутил музыку, проводил связи с друзьями-коллегами. Когда приехали сотрудники милиции - испугался не на шутку, ведь за подобную деятельность помимо того, что штрафовали, ещё и конфисковали всю радиоэлектронную аппаратуру. Спрятать свою "шарманку" - маленькую приставку к приёмнику - я уже не успевал и не нашёл ничего другого, как опустить её в большую кастрюлю с только что сваренным супом - благо, что она была компактная. Таким образом мне удалось и с милицией выкрутится, да и суп потом съели без всяких последствий.
В действительности же чаще победу одерживали правоохранительные органы, не решая при этом сути проблемы. Ну а наши драчуны районного масштаба всё более и более раздражались и злились на самими же объявленную войну. И им уже не хватало ни простых драк, ни радиосоперничества... Оставалось придумать нечто такое, что раз и навсегда разрешило бы местные проблемы. За опытом ходить далеко не пришлось Из истории давно известно, что скажем, что триста лет татарского ига завершилось битвой на Куликовом поле. А значит, надо организовать нечто подобное, где и выяснить все отношения. Тем более, что кое-какой практический опыт уже имел место в Лисках. Я говорю об огромном побоище, состоявшемся на "Лощине", близ местечка, называемого в народе "военка". То, что там произошло, напоминало последние сцены из кинофильма "Чапаев". Помните, когда белогвардейцы гнали чапаевцев до реки, да так и загнали их в воду? Конечно, всё сопровождалось криками, беготнёй чуть ли не по всей улице, а завершилось едва ли не поджогом... милицейской машины. Что-то не сложилось у поджигателей, и авто осталось целым.
Кстати, при столкновении на танцах в бывшем Доме культуры водников поджигатели были более удачливыми. В завязавшейся драке, по словам участников, использовались бутылки с зажигательной смесью, что и послужило причиной пожара. С тех пор ДК водников больше не существует.