12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые побывал в космическом пространстве, облетел нашу планету и благополучно приземлился в Саратовской области. С тех пор прошло много лет и, возможно, новые поколения российских граждан уже не так ощущают весь масштаб и значимость этого события. Полёты в космос стали для нас чем-то обыденным и наши дети уже не понимают важности и даже некоторой фантастичности того самого первого полёта человека в космос! Однако, несмотря на то, что нынешним поколениям российских детей смотреть японские мультики куда интереснее, чем узнавать о покорении космоса, подвиг Юрия Гагарина не стал менее значимым.
12 апреля 1961 года заполнилось Юрию Гагарину особо. Вот, что он написал в своих записках лётчика-космонавта "Дорога в Космос" об этом памятном дне.
Среда, 12 апреля.
...Приближалось время старта. Вот-вот нас должны были отправить на космодром Байконур, расположенный на восток от Аральского моря в широкой, как океан, казахской степи. И все же я томился нетерпением, редко, когда ожидание было так тягостно. Я знал, что корабль, на котором предстояло лететь, получил название «Восток». Видимо, нарекли его так, потому что на востоке восходит солнце и дневной свет теснит ночную тьму, двигаясь с востока...
Незадолго до намеченного дня полета я побывал в Москве… Медленно шагал вдоль Кремлевских стен по набережной реки. Под бой курантов Спасской башни пересек Красную площадь. С рукой, подтянутой к козырьку, остановился у Мавзолея, посмотрел, как сменяется караул, и медленно побрел по Москве. Вокруг шумел охваченный предчувствием весны город. Навстречу и обгоняя меня шли люди. Никому не было до меня дела, и никто не знал, что готовится грандиозное событие, подобного которому еще не знала история. «Как обрадуется наш народ, когда все это совершится!» — подумал я. В эту же ночь мы улетели на космодром...
И вот свершилось. 12 апреля космический корабль «Восток» доставил меня в просторы Вселенной. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все понять, разглядеть и осмыслить. Я старался представить себе людей, причастных к строительству корабля, и перед моим взором, как на демонстрации на Красной площади, проходили ряды тружеников...
В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар. благополучно опустился в заданном районе на вспаханном под зябь поле колхоза «Ленинский путь» юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка. Случилось, как в хорошем романе,– мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете. Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет. Но как изменились мерила! В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше. В двести раз выросли советские крылья!
Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели.
– Свои, товарищи, свои,– ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем.
Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой.
– Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина.
– Представьте себе, да,-сказал я.
– Юрий Гагарин! Юрий Гагарин! – закричали подбежавшие с полевого стана механизаторы.
Это были первые люди, которых я встретил на Земле после полета,– простые советские люди, труженики колхозных полей. Мы обнялись и расцеловались, как родные...
Позднее мне рассказывали, что, как только по радио передали сообщение ТАСС «О первом в мире полете человека в космическое пространство», на Красной площади собрались тысячи людей. Особенно много было молодежи, которая тут же писала лозунги, плакаты, транспаранты. На кумачовых полотнищах советские люди начертали здравицы в честь нашей родной Коммунистической партии, народа — строителя коммунизма, отечественной науки, одержавшей историческую победу.
Часто, особенно за рубежом, меня спрашивают, волновался ли я перед стартом в космос. Отвечаю откровенно: нет! А вот волновался, и здорово, когда 14 апреля на самолете ИЛ-18 подлетал к Москве. Меня предупредили, что на Внуковском аэродроме меня будут встречать руководители партии и правительства. Я увижу мать, отца, жену, друзей-космонавтов. Вот и Москва!